• Православный храм в г. МиорыПравославный храм в г. Миоры
  • НабережнаяНабережная
  • Комплекс – районный Дом культуры и  детская школаКомплекс – районный Дом культуры и детская школа
  • Физкультурно-оздоровительный комплексФизкультурно-оздоровительный комплекс
  • 45 лет45 лет
Главная -  Дебюрократизация государственного органа

Дебюрократизация государственного органа

Специализированная страница сайта предназначена для размещения вопросов дебюрократизации государственных органов, выполнения требований Указа Президента
Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - Указ № 498) и законодательства об административных процедурах по заявительному принципу «одно окно».

На специализированную страницу сайта посетители могут обращаться, если столкнулись со случаями:

нарушений Указа № 498 - волокиты, формализма при рассмотрении обращений граждан;
отказа в осуществлении административной процедуры;
нарушений сроков осуществления административных процедур;
истребования для осуществления административных процедур документов, не включенных в перечень административных процедур;
необеспечения приема граждан в удобное для них время;
отсутствия в приемное время на рабочем месте работника, осуществляющего прием граждан;
длительного ожидания в очередях, а также если имеются конкретные предложения по упрощению административных процедур.
Указанные сообщения не являются обращениями граждан в смысле Закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан».

Разъяснение основных положений Закона Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц»

18 июля 2011 года белорусские депутаты приняли Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Новый Закон вступает в силу с 22 января 2012 года и направлен на комплексное и системное регулирование порядка реализации гражданами и юридическими лицами права на обращение в государственные органы и иные организации. Хотя до начала работы данного Закона еще есть некоторый промежуток времени, однако уже теперь необходимо на местах принимать меры для реализации его положений.

Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Действие настоящего Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.


Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на обращение в организации и к индивидуальным предпринимателям путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также путем внесения записей в книгу замечаний и предложений.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь, представительствам иностранных государств, также предоставлено право обращения в организации с вышеназванными обращениями, кроме вносимых в книгу замечаний и предложений.

Помимо предусмотренных действующим законодательством письменной и устной формы обращений, Законом вводится новая форма обращений – электронная. Нововведение обусловлено тем, что в действующем законодательстве об обращениях граждан отсутствует регулирование такой формы обращений. В то же время, поскольку у многих государственных органов, иных организаций имеются официальные Интернет-сайты, электронные адреса, электронная форма обращений получает широкое применение на практике. Новым нормативным актом  данный пробел в законодательстве  устранен. Требования к оформлению электронных обращений такие же, как и к письменным, только необходимо указывать в них обратный электронный адрес. В Законе четко обозначено, что электронное сообщение адресуется не конкретному должностному лицу, а должно быть направлено на официальный электронный адрес организации. Рассмотрение электронных обращений носит обязательный характер для всех руководителей.

Одним из требований, предъявляемым к обращениям, является подача обращений на одном из государственных языков: русском или белорусском, что обусловлено гарантированным Конституцией Республики Беларусь правом наших граждан пользоваться одним из государственных языков. Одновременно Законом предусматривается, что письменные ответы на письменные обращения излагаются на языке обращения. Данная норма вводится в целях обеспечения права каждого гражданина на самоопределение, в том числе, посредством употребления только белорусского языка.

Законодательно закреплено, что текст письменного обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком, в них не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Закон устанавливает единые сроки ответов на все виды обращений – они должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка – не позднее одного месяца. По-прежнему, если под заявлением подписались 30 и более человек, то рассмотрение указанных в обращении проблем будет обязательно проходить с выездом на место. А вот анонимные обращения не подлежат рассмотрению и даже принятию к сведению, если только в них нет информации о готовящихся, совершаемых или уже совершенных преступлениях.

Законом расширены полномочия организаций по оставлению жалоб без рассмотрения их по существу, без ответа и по прекращению переписки по ним. Это касается повторных обращений, которые уже были рассмотрены по существу, на них были даны ответы и в них не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для нового рассмотрения. Ведь не секрет, что отдельные граждане злоупотребляют своими правами и становятся «профессиональными жалобщиками».   

Еще одно нововведение. Предусматривается, что при осуществлении личного приема по решению руководителя могут применяться технические средства (диктофоны, видеозапись, кино- и фотосъемка), однако посетитель должен быть уведомлен об этом до начала личного приема. То есть, аудио- и видеозапись на приемах будет возможна, только если сам посетитель не против этого. Данная норма направлена на защиту прав граждан и интересов государственных органов, организаций, позволит выявлять злоупотребления в ходе проведения личного приема и, возможно, оградит посетителей от их некорректного поведения по отношению к руководителю, ведущему прием. 

Также законодательством установлена ответственность организаций, руководителей за нарушение сроков, некачественное рассмотрение обращений. Будут отвечать перед законом и граждане, если  в их обращениях содержится клевета или оскорбление.

Заведующий сектором
по работе с обращениями граждан и юридических лиц Ж.А.Сушко