• Миорский районный исполнительный комитетМиорский районный исполнительный комитет
  • МиорыМиоры
  • Православный храм в г. МиорыПравославный храм в г. Миоры
  • НабережнаяНабережная
  • Комплекс – районный Дом культуры и  детская школаКомплекс – районный Дом культуры и детская школа
  • Физкультурно-оздоровительный комплексФизкультурно-оздоровительный комплекс
Главная -  Приемная райисполкома -  Актуально: вопрос-ответ

Вопрос: Какие основные изменения внесены в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц"?

18.01.2016

Вопрос: Какие основные изменения внесены в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц"?

Ответ: Закон "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее - Закон) принятый 18 июля 2011 года и вступил в силу 22 января 2012-го, он стал третьей попыткой подготовки комплексного законодательного акта, который должен регулировать порядок рассмотрения обращений. Однако в процессе его применения выяснилось, что отдельные нормы и положения также нуждаются в уточнении и конкретизации, дополнительные моменты привнесли современные информационные технологии. Вот и родились новые изменения и дополнения.

Уже первая статья Закона говорит о том, что электронным сейчас считается не просто обращение, отосланное на адрес электронной почты организации (учреждения) или на ее официальный сайт, а лишь расположенное "в специальной рубрике". Таким образом, облегчается его поиск и точно определяется статус электронного обращения.

Повторным обращением считается письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальный обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление)".

Несмотря на точную теоретическую проработку, вопрос о сфере деятельности Закона остается довольно сложным в правоприменительной практике. Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю.

Как и раньше, обращение, поданное в соответствии с настоящим Законом, подлежит обязательному приему и регистрации. Однако ст. 13 теперь предусматривает, что при подаче заявителем нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения, до направления ответа на первоначальное обращение на такие обращения может направляться общий ответ в сроки, установленные настоящим Законом для рассмотрения первоначального обращения. В таком случае указанные обращения учитываются как одно.

Ст. 14 предусматривает, что письменные и устные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

Новым является то, что сейчас в ответах на письменные обращения о предоставлении информации, опубликованной в официальных периодических печатных изданиях, других СМИ или расположенной в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов или организаций в интернете, на сайтах других организаций, вместо такой информации могут содержаться название, дата выхода и номер официального периодического издания, другого СМИ, в котором опубликована запрашиваемая информация, даже сайт, на котором она расположена.

Уточнено и то, что обращения, в которых обжалуются судебные постановления или содержатся сведения о преступлениях или правонарушениях, возвращаются заявителям с разъяснениями или направляются в соответствующие органы именно в течение пяти рабочих дней.

Законом устанавливается правило и для других случаев подобного исчисления сроков в рабочих днях, а их отсчет начинается со дня, следующего за днем ​​регистрации обращения или внесения его в книгу замечаний и предложений.

Предусматривается право заявителя предоставлять или требовать документы и сведения, в том числе в электронной форме. А новая его обязанность - обращаться в организации, к индивидуальным предпринимателям только в соответствии с их компетенцией. Организации и индивидуальные предприниматели получили право запрашивать в установленном порядке документы и сведения, необходимые для решения вопросов, содержащихся в обращениях.

Ответственные лица теперь могут отказать в личном приеме, когда к ним обращаются по вопросу, не входящему в их компетенцию, когда обращаются в неустановленное время, когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Определено, что систематически направляемыми обращениями являяются те, обращения, которые направляются три и более раз в течение года.

Предусмотрено, что с заявителей в случае направления систематических необоснованных обращений могут быть взысканы расходы, которые затрачены на рассмотрение этих обращений, в которые входят выплаты экспертам и другим специалистам, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения, и другие, кроме оплаты рабочего времени работников, занимающихся рассмотрением обращений. Кстати, кандидаты на такие платежи есть и в нашем районе.

При коллективном обращении ответ направляется лицу, указанному для этой цели в обращении, в ином случае - первому по списку заявителю, который указал свой адрес, с просьбой проинформировать о принятом решении других.

В книгу замечаний и предложений должны вноситься замечания и (или) предложения о деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Иное остается без рассмотрения по существу и без уведомления о том заявителя.

Чуть больше следует сказать об анонимные обращения. Обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество или инициалы гражданин, его адрес, и ранее не принадлежали рассмотрения, кроме сообщений о преступлениях, что совершены или готовятся. Теперь к анонимным обращениям, относятся те, в которых указаны сведения не соответствующие действительности.

На официальных сайтах государственных органов и организаций должны содержаться сведения о способах подачи и размещения электронных обращений в специальной рубрике. Если указанные требования не выполнены, такие обращения не будут рассматриваться. В случае, если указанных персональных данных недостаточно, заявителю может быть предложено обратиться лично или письменно.

К электронным обращениям, что поданы представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающие их полномочия.

Ответы на электронные обращения направляются на адрес указанной электронной почты, а письменные - по просьбе заявителя или в случае, если на электронный адрес по техническим причинам направить ответ не удалось.

Наконец, на массовые аналогичные обращения (если их более десяти) ответы могут располагаться на официальном сайте государственного органа (организации) без направления ответов (сообщений) заявителем.

Заведующий сектором по работе
с обращениями граждан и юридических лиц
Миорского районного исполнительного комитета
Ж.А. Сушко