Инспекция Министерства по налогам и сборам

Инспекция Министерства по налогам и сборам

Инспекция Министерства по налогам и сборам


1.Налоговая декларация по НДС

Налоговая декларация по НДС разделена на 2 самостоятельные формы:

- налоговая декларация (расчет) по НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав,

- налоговая декларация (расчёт) по НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов ЕАЭС.

В связи с нововведением  упрощается порядок принятия к вычету плательщиками сумм входного НДС по ввезенным товарам.

Сумма НДС, образующаяся как математическое округление стоимостных показателей за счет обобщения итоговых стоимостных показателей из первичных учетных документов, электронных счетов-фактур, отражается теперь в первом разделе  в строке 11-1.

2.Налоговая декларация по налогу на прибыль - 2024

В форме налоговой декларации (расчёте) по налогу на прибыль:

- по строке 1.1 в первом разделе отражается выручка (доход) от деятельности белорусской организации за пределами Республики Беларусь, подлежащей налогообложению согласно законодательству иностранного государства (показатель аналогичен строке 4.1.3),

- в части 4 (другие сведения) строке 6.3  необходимо отражать суммы, получаемые в рамках проектов  международной технической помощи, и не включаемые в объект налогообложения налогом на прибыль.

3.Сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности – снова в льготном режиме

Для субъектов хозяйствования, осуществляющих такую деятельность, с 01.01.2024 по 31.12.2028 возобновлена льгота по налогу на недвижимость и платежам за землю, а также предусмотрено снижение в 2 раза ставки налога на прибыль для организаций в отношении объектов и прибыли от реализации.

Перечни населенных пунктов и территорий, на которых будут действовать налоговые льготы, определят областные Советы депутатов.

4.Стандартный вычет молодым специалистам – особенности применения.

С 1 января 2024г. молодые специалисты имеют право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу в размере 620 рублей в месяц. Статус «молодого специалиста» действует в течение срока обязательной работы по распределению (перераспределению).

Воспользоваться правом на вычет могут не только выпускники, которым место работы (службы) предоставлено путем распределения (перераспределения), но и выпускники – «платники», которые получили образование в дневной форме за свой счёт полностью либо частично (когда за счет собственных средств оплачивалось более половины срока обучения) и направлены по их желанию на места работы, оставшиеся после распределения.

Вычет молодым специалистам предоставляется в течение установленного законодательством срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению) и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более 7 лет с даты трудоустройства у этого нанимателя. То есть право на получение вычета в размере 620 рублей в месяц (включая период продолжения отношений до 7 лет) имеют только лица, которые по состоянию на 01.01.2024 и позже являются молодыми специалистами.

Отметим, что данный вычет суммируется с другими стандартными вычетами.

5.Показатель численности в налоговой декларации налогового агента

Показатели численности, а также фонда зарплаты определяются в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утверждёнными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.01.2020 №1.

В налоговой декларации (расчёта) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц показатель «Средняя численность работников» отражается в целых числах (за 2023 год – с  точностью два знака после запятой) и определяется как сумма:

- списочной численности работников в среднем за период с начала года по последний месяц отчетного квартала включительно (кроме работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком до 3 лет);

- средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей;

- средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, если расчеты за выполненную работу производятся с физическими лицами (кроме ИП).

6.Об использовании кассового оборудования на торговых площадях 200кв.м и более

Субъектам хозяйствования, осуществляющим продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, необходимо:

- использовать кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и считывание и передачу в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО) информации о международном идентификационном номере товара GTIN реализованных товаров.

Дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с 10.03.2023 осуществляется с использованием GTIN, наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является ePASS.

- проинформировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.

Товары (продукция), производимые юридическими лицами и ИП на территории Республики Беларусь и предназначенные для торговли ими на территории Республики Беларусь, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов подлежат обязательному маркированию штриховыми идентификационными кодами. В отношении импортируемых товаров на территорию Республики Беларусь вопрос о наличии  GTIN и их описание в ePASS должен решаться заявителем в рамках договорных отношений.

- в случае приобретения товаров без нанесенных GTIN, либо информация о которых отсутствует в информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее – ePASS), следует обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары GTIN.

- при реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, работу кассового оборудования с базой товаров (работ, услуг), а также формирование в платежном документе, помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара.

Справочно. Данное требование не распространяется на объекты потребкооперации, расположенные на территории сельской местности и на магазины беспошлинной торговли.

Использование субъектами хозяйствования кассового оборудования, которое не обеспечивает дифференцированный учет, влечет административную ответственность, предусматривающую наложение штрафа в размере: на должностное лицо субъекта хозяйствования – до 50 базовых величин; на юридическое лицо - до 200 базовых величин (ч.1 ст.13.15 КоАП).

7.Об обеспечении дифференцированного учёта при реализации товаров, подлежащих маркировке

С 01.07.2025 для юридических лиц, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками, вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта. Для соблюдения требований необходимо:

- изучить перечни товаров, подлежащих маркировке (определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 №1030 «О подлежащих маркировке товарах»).

- при реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.

- проинформировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.

При этом следует учитывать, что в случае приобретения товаров без нанесенных GTIN субъектам торговли необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары GTIN.

- при реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, средств маркировки, а также формирование в платежном документе информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе.

В случае если кассовое оборудование обеспечивает возможность извлечения GTIN из считанного кода маркировки, в таком кассовом оборудовании может быть реализована возможность передачи извлеченного GTIN в СККО без необходимости дополнительного считывания такого номера. При реализации в кассовом оборудовании такого функционала, эта особенность должна быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование, включающей руководство пользователя, а также указываться при подаче документов (копий документов) на оценку программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям.

При использовании такого функционала ответственность за достоверность информации (соответствие GTIN, нанесенного на маркированный товар, и GTIN, включенного в код маркировки и переданного в СККО) возлагается на субъекта торговли, реализующего товары, подлежащие маркировке.


Уважаемые плательщики!

Налоговая инспекция напоминает об обязательной выдаче покупателю кассовых чеков или иных документов, подтверждающих факт оплаты за товар или услугу. Живите мудро! Трудитесь честно!

Уважаемые покупатели!

Налоговая инспекция обращает Ваше внимание: не забывайте взять чек на кассе. Это легко! Это полезно!

Благодарим за неравнодушное отношение к уплате налогов.


Организация азартных игр - под контролем

Порядок осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 №9 (с изменениями и дополнениями). В данной сфере перечни видов деятельности и видов азартных игр являются закрытыми. Так, на территории Республики Беларусь можно осуществлять такие виды деятельности, как содержание букмекерской конторы; содержание зала игровых автоматов; содержание казино; содержание тотализатора. Разрешены организация и проведение: букмекерской игры; игры в карты; игры в кости; игры на игровых автоматах; игры тотализатора; цилиндрической игры (рулетки). Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 №305 введено понятие «виртуальное игорное заведение», а организаторам азартных игр предоставлено право при соблюдении определенных требований и условий осуществлять деятельность по содержанию такого заведения с использованием как национального, так и иностранного сегмента сети Интернет.

С 1 апреля 2019 г. увеличен возрастной ценз для посещения игорных заведений, в том числе виртуальных игорных заведений, и для участия в азартных играх. Теперь организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение, виртуальное игорное заведение, а также к участию в азартных играх физических лиц, не достигших 21-летнего возраста (ранее в игорные заведения допускались лица с 18 лет).

Кроме того, с 01.04.2019 объекты налогообложения налогом на игорный бизнес ставятся на учет мониторинговым центром (ранее обязательная регистрация осуществлялась налоговыми органами).

Физическое лицо может ограничить себя в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет лично обратившись с письменным заявлением к любому организатору азартных игр на территории Республики Беларусь с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего личность.

В случае если физическое лицо вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение, оно может быть ограничено в посещении игорных заведений и участии в азартных играх на указанный срок родственниками .

Организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, ограниченных (самоограниченных) в посещении игорных заведений и участии в азартных играх.

За нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса административная ответственность предусмотрена ст.12.11, а также п.4 ст.12.7 КоАП.

Инспекция МНС по Полоцкому району